Государственный заказ

Как стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд.


Малому и среднему предпринимательству как важнейшему сектору Российского общества необходима помощь. Рассчитывать на поступления в эту сферу значительных бюджетных средств в настоящее время не приходится. В этой связи акцент в поддержку малого и среднего бизнеса может быть перенесен на так называемые “бюджетоэкономные” инструменты поддержки.
Один из подобных инструментов – активное привлечение малого и среднего предпринимательства к поставкам товаров (работ, услуг) для государственных, муниципальных и федеральных нужд. А участие небольших фирм в выполнении государственного заказа решает целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов направить в сферу малого и среднего предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост предприятий, инвестиций и т.п.
Кроме того, участие малого и среднего бизнеса в государственных заказах содействует позитивной реструктуризации малого и среднего бизнеса, позволяя ему выйти из ниши торгово-посреднической деятельности в сферу производства и инновационной деятельности. Выполнение государственного заказа стимулирует корпоративные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, а это одно из условий полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.
Пожалуй, немаловажен тот факт, что государственные заказы для малого и среднего бизнеса – это рабочие места в том регионе, где эти заказы выполняются. И, как следствие, это и более весомые добавки к региональным и местным бюджетам.

Этапы подготовки конкурсного предложения.

Для разработки эффективных стратегий на рынке госзаказа можно выделить основные этапы работы и остановиться на особенностях их реализации.  Речь пойдет о процедуре открытого конкурса. В силу принципа аналогии эти выводы в значительной степени можно использовать при других способах закупок.
Процесс подготовки конкурсного предложения состоит из нескольких этапов:
1. постановка стратегической цели и определение критериев отбора;
2. анализ развития ситуации (изменение внешних факторов);
3. анализ изменения элементов внутренней среды организации;
4. текущий мониторинг и анализ объявлений о проведении конкурса (соответствие критериям отбора);
5. получение конкурсной документации;
6. предварительное решение об участии в конкурсе; производственно-технический и финансово-экономический анализ объекта конкурса;
7. подготовка и подача конкурсного предложения;
8. участие в процедуре вскрытия конкурсных предложений;
9. мониторинг результатов этапов сопоставления и оценки конкурсных предложений;
10. обжалование действий заказчика (в случае необходимости);
11. подписание государственного или муниципального контракта;
12. анализ результатов участия в конкурсе.
Такая структура процедуры участия в конкурсе основана на этапах классического управленческого цикла и учитывает процедуры размещения заказа в рамках действующего законодательства.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

1. Постановка стратегической цели и определение критериев отбора.

На данном этапе необходимо проанализировать целесообразность участия в торгах с учетом экономической ситуации и тенденций, сложившихся на рынке в данный момент (насколько планируемое заключение госконтракта повысит конкурентоспособность организации, удастся ли минимизировать риски, будут ли достигнуты необходимые финансовые результаты и т.д.).

2. Анализ развития ситуации (изменение внешних факторов).

Следующий этап связан с проверкой и анализом полученной информации, а также с проведением ситуационного исследования. То есть необходимо провести сбор достоверной и текущей информации по интересующей теме с выделением факторов внешней среды (политических, экономических, правовых, социальных, технологических, экологических) и определить основные факторы, влияющие на развитие ситуации, так как государство одновременно является потребителем и факторообразующим элементом внешней среды, в первую очередь правовой.

3. Анализ изменения элементов внутренней среды организации.

Анализ информации на двух предыдущих этапах дает представление о благоприятных возможностях для потенциального поставщика и о деятельности государственных заказчиков. На этапе внутриорганизационного мониторинга оцениваются готовность предприятия и его уникальные конкурентные преимущества для выполнения всех условий возможного госконтракта.

4. Текущий мониторинг и анализ объявлений о проведении конкурса (соответствие критериям отбора).

Процедура участия в торгах главным образом начинается с момента обнаружения извещения о проведении конкурса, которое опубликовывается в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте.
Для проведения мониторинга размещения заказом можно предложить следующий перечень источников:
- www.zakupki.gov.ru – официальный сайт Российской Федерации (РФ) для размещения информации о размещении заказов. Также на данном сайте представлен перечень сайтов субъектов РФ, реестр недобросовестных поставщиков.
- www.bob.ru - информационная система «Конкурсные торги», электронная версия бюллетеня «Конкурсные торги» – официальное печатное издание РФ, осуществляющее публикацию информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
- www.pgz.pnz.ru – портал государственных закупок Пензенской области для размещения информации о размещении заказов на территории Пензенской области.
Важным элементом изучения объявлений о конкурсах является анализ их соответствия действующему законодательству. Подобную работу необходимо проводить на каждом этапе подготовки конкурсного предложения, причем целесообразно отслеживать грамотность не только своих действий, но и действий госзаказчика. Если у Вас имеется желание победить в выбранном конкурсе и вы нашли ошибку в действиях заказчика, не стесняйтесь и сообщите ему о найденных несоответствиях действующему законодательству с тем, чтобы он своевременно смог внести корректировки. Это даст гарантию того, что ваш конкурент не обнаружит эту же ошибку на этапе подведения итогов конкурса с присуждением вам первого места и не обратится с жалобой в уполномоченный орган.

5. Получение конкурсной документации.

Если Вы нашли нужное и удовлетворяющее заданным критериям отбора извещение, получить конкурсную документацию можно непосредственно на официальном сайте. Конкурсная документация должна быть размещена в сети Интернет одновременно с извещением. Печатная версия конкурсной документации предоставляется на основании заявления участника и (если предусмотрено) после внесения платы за предоставление конкурсной документации.
Извещение о проведении конкурса опубликовывается не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Таким образом, от эффективности работы служб мониторинга зависит, сколько времени будет у предприятия для проведения анализа конкурсной документации и подготовки конкурного предложения.

6. Предварительное решение об участии в конкурсе; производственно-технический и финансово-экономический анализ объекта конкурса.

После получения конкурсной документации, технических спецификаций, ведомостей видов работ, чертежей, схем, графиков и т.д. необходимо проанализировать объемы товаров, работ, услуг, выставленных на конкурс, оценить себестоимость их производства и сравнить эту цифру с начальной ценой контракта.
Также важно оценить возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (ее размер не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)). Залоговая сумма будет находиться на расчетном счете организатора конкурса вплоть до подписания контракта. Срок денежного обеспечения заявки указывается в конкурсной документации.
Еще заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения госконтракта, размер которого не может превышать 30 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса.
Однако у поставщика есть выбор способа этого обеспечения. Это могут быть банковская гарантия, страхование ответственности по контракту или передача заказчику в залог денежных средств. Наиболее выгодно, конечно, выбирать два первых способа.  А еще выгоднее участвовать в конкурсах, в которых заказчик не предъявляет требования внесения гарантий заявки и контракта.

7. Подготовка и подача конкурсного предложения.

В результате предварительного анализа поставщик принимает решение об участии торгах. Далее следует подготовка поставщиком конкурсной заявки (конкурсного предложения) в соответствии с требованиями конкурсной документации. При этом целесообразно привлекать к работе над заявкой технических специалистов, специалистов по управлению и маркетингу, а также экономистов.
Важными моментами на этапе подготовки к конкурсу являются вопросы уточнений и изменений документации, внесенных заказчиком. Поставщикам необходимо своевременно изучать документацию и формулировать уточняющие вопросы.
Любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу на осуществление функций по размещению заказов запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Вам обязаны направить в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации. Однако указанный запрос должен поступить к заказчику, уполномоченному органу не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов.
На этапе подачи заявок, очень важно правильно оформить, упаковать и своевременно доставить конкурсный пакет. От соблюдения этих, казалось бы, простых требований зачастую зависит результат работы целого предприятия, и ошибки могут стоить очень дорого.

8. Участие в процедуре вскрытия конкурсных предложений.

Вскрытие конвертов с заявками осуществляется в день, во время и в месте, указанными в извещении о проведении конкурса. Конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии конвертов о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе размещается на официальном сайте в течение дня следующего за днем подписания такого протокола.

9. Мониторинг результатов этапов сопоставления и оценки конкурсных предложений.

На основании результатов рассмотрения заявок принимается решение о допуске или об отказе в допуске поставщика к участию в конкурсе, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе. В день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе указанный протокол размещается на официальном сайте, следовательно, поставщик имеет возможность получать информацию о развитии событий, видеть аргументацию принимаемых решений и, в случае необходимости, своевременно на них реагировать.

Действующее законодательство.

  •  Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I (Правила исчисления сроков, регулирование заключения договора на торгах)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II (Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд, подрядные работы для государственных или муниципальных нужд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ)